Некоторые истоки проблем пятиклассников
- В письменных работах пропускает буквы;
- Не умеет применять правила, хотя знает их формулировки;
- С трудом решает математические задачи;
- Плохо владеет умением пересказа;
- Невнимателен и рассеян;
- Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы;
- Не умеет работать самостоятельно;
- С трудом понимает объяснения учителя;
- Постоянно что-то и где-то забывает;
- Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради);
- Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний;
- Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.
Признаки возникшей дезадаптации школьника
- Усталый, утомлённый вид ребёнка;
- Нежелание ребёнка делиться впечатлениями о проведённом дне;
- Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
- Нежелание выполнять домашние задания;
- Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
- Жалобы на те или иные события, связанные со школой
- Беспокойный ночной сон;
- Трудности утреннего пробуждения, вялость;
- Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Золотые правила воспитания для родителей
- Любите своего ребёнка, и пусть он никогда не усомнится в этом;
- Принимайте ребёнка таким, какой он есть: со всеми достоинствами и недостатками;
- Опирайтесь на лучшее в ребёнке, верьте в его возможности;
- Стремитесь понять своего ребёнка, загляните в его мысли и чувства;
- чаще ставьте себя на его место;
- Создайте условия для успеха ребёнка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым;
- Не пытайтесь реализовывать в ребёнке свои несбывшиеся мечты и желания;
- Помните, что воспитывают не слова, а личный пример;
- Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребёнок неповторим и уникален;
- Не рассчитывайте на то, что ребёнок вырастет таким, как Вы хотите.
ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ ПЯТИКЛАССНИКОВ
ВО ИЗБЕЖАНИЕ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
- Во взаимодействии с ребенком учитывайте характерные особенности младшего подростка:
- стремление к взрослению; наличие собственной линии поведения,
определенных взглядов, оценок и их отстаивание;
- потребность в достойном положении в группе сверстников и стремление
ее удовлетворить;
- любознательность и любопытство к миру взрослых;
- освоение новых форм поведения и отношений с людьми;
- формирование самооценки и самосознания, т.е. понимание им своей
психической жизни, формирование отношения к самому себе;
- повышенная утомляемость.
- Помогите ребенку в реализации основной потребности подросткового возраста – потребности в общении со сверстниками. Познакомьтесь с друзьями ребенка, приглашайте их в дом, интересуйтесь увлечениями и ценностями ребенка.
- Подвергайте критике и анализу только действия ребенка, а не его личность.
- Не сравнивайте своего ребенка и его успехи с другими, лучше сравнивать его с самим собой – это более обнадеживает.
- Замечайте даже мелкие успехи в учении и акцентируйте на них внимание.
- Развивайте самостоятельность во всех делах подростка.
- Помогайте ребенку поддерживать обязательный режим труда и отдыха.
- Проявляйте живой интерес к школьным делам. Воодушевите ребенка рассказывать дома о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ваш ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
· Установите контакт с учителями.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете чего-то о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже. чем раз в два месяца (раз в четверть).
Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их. Не вовлекайте своего ребенка в ситуацию непонимания, иначе вы можете случайно поставить его в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.
· Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом (словари, справочники, пособия, атласы, книги по школьной программе, учебные принадлежности). Если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, спрашивайте по вопросам учебника.
· Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Знайте школьную программу ребенка. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнать что-нибудь новое.
Помните, что не только оценка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы преуспели, обогащайте их.
Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить какую-то поверхность, количество бензина на дорогу и т.п.
· Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Очень часто проблемы в школе являются следствием проблем семейных.
Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере во время этих событий. Эмоциональное благополучие, спокойствие домашней жизни вашего ребенка, а также родительская любовь помогут ему более эффективно решать проблемы в школе.
|