Актуальным направлением работы государственного учреждения образования «Средняя школа №2 г. Круглое» является профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.
Суицид – это умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА
«Жизнь - это то, что люди больше всего стремятся
сохранить и меньше всего берегут»
ЛАБРЮЙЕР
Актуальным направлением работы государственного учреждения образования «Средняя школа №2 г. Круглое» является профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.
Суицид – это умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).
Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ СТОИТ УДЕЛЯТЬ ТЕМ ДЕТЯМ, КОТОРЫЕ:
ü Социально изолированы (не имеют друзей или имеют только одного друга), чувствуют себя отверженными; испытывают недостаток внимания и заботы окружающих, смена условий жизни).
ü Живут в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или взрослых друг с другом: алкоголизация в семье; подвергаются унижениям и оскорблениям; половая несостоятельность).
ü Ребенок ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального, эмоционального, психологического.
ü Предпринимал раньше попытки суицида, или кто-то из друзей, знакомых или членов семьи совершил ранее самоубийство. Чем больше количество попыток и тяжесть суицида, тем выше риск их завершить
ü Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод в семье,
или развод родителей, болезнь «значимого» близкого человека).
üСлишком критично настроен по отношению к себе.
ü Опасается судебной ответственности, страх позора или наказания, самообсуждение за неблаговидный поступок.
ü Имеет средства суицида (накапливает таблетки, приобретает ядохимикаты, огнестрельное оружие).
Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков
Антисуицидальные факторы личности - это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. К ним относятся:
- эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
- выраженное чувство долга, обязательность;
- концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;
- учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;
- убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;
- наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
- наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
- психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.
- наличие актуальных жизненных ценностей, целей;
- проявление интереса к жизни;
- привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;
- уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
- планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;
- негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.
Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
При разработке мер профилактики суицидов у детей и подростков нужно иметь в виду:
üГраница между истинным и демонстративно-шантажным суицидальным поведением в детском и подростковом возрасте условна. Целесообразно все суицидальные мысли, тенденции, попытки ребенка рассматривать как реальную угрозу его жизни и здоровью.
üЧем меньше возраст больного, тем острее протекают депрессивные состояния с высокой суицидальной опасностью.
ü Депрессия сама по себе не содержит суицидальных тенденций. Они появляются под действием конфликтных ситуаций, если не приняты адекватные меры профилактики, диагностики и лечения.
üПсихологические переживания часто переоценивается подростками и недооценивается взрослыми.
ü В структуре депрессивного состояния есть симптомы, наличие которых должно насторожить психолога.
ü При депрессивных состояниях у детей и подростков всегда высок риск повторений, что требует индивидуальной профилактической работы.
üКак правило, суицидальные угрозы и намерения реализуются депрессивными детьми и подростками в истинные покушения на самоубийства.
При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, рекомендуется:
- внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
- правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
- не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
- не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
- постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
-
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Семейная дезорганизация - главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца - также могут быть причинами суицидального решения.
- ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
- анализируйте вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
- учите ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";
- воспитывайте в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
- не опаздывайте с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
- не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы;
- обсудите с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; запишите соответствующие номера телефонов;
разгарнуць » / « згарнуць