Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Памятка для родителей первоклассников

ПАМЯТКА

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Проявляйте внимание к школьным делам своего ребенка, но не воспринимайте его неудачи в учебе как личный провал.

Ознакомьтесь с требованиями учителя. Часто дети спорят с родителями, доказывая, что у  них принято не так.

Присаживайтесь рядом с ребенком не как надсмотрщики, а как помощники: подправить, посоветовать, вместе поискать.

Иногда ребенку полезно «получить, что заслужил». Если он регулярно забывает записать домашнее задание или  сделать устные уроки, имеет смысл дать ученику возможность понести наказание за свою невнимательность или леность.

У первоклашки должно быть свое постоянное рабочее место. Где ему будет удобно и приятно заниматься.

Ни в коем случае не позволяйте ребенку садиться за уроки при включенном телевизоре, радио, компьютере. По возможности создайте ему на время подготовки домашних заданий спокойную и тихую обстановку.

Собирать портфель первоклассник должен сам, ничего не забыть ему поможет список  предметов и расписание занятий.

Самое главное – не отбить у первоклассника интерес и желание учиться. Ребенок, успешный хотя бы по одному предмету (пусть это «всего лишь» физкультура или пение), позитивно относится к школе и способен преодолевать неудачи на других уроках.

Не делите предметы на важные и второстепенные, не внушайте это сыну или дочери. Может так случиться, что он сочтет неважным математику или русский язык, и вы никакими силами не докажете обратное.

Учатся не ради оценок, а ради знаний. Старайтесь показывать ребенку практическое применение тех знаний, которые он получает в школе. Например, задачи на расстояние и скорость помогут рассчитать время, которое  он затратит на поездку от школы до бассейна. А умение грамотно писать позволит не «краснеть» за содержание писем, отправляемых по электронной почте.

Интересно, что в советской мультипликации существует довольно много поучительных  мультфильмов о важности прилежания в учебе, высмеивающих лень и нерадивость.

КАК ОКАЗАТЬ РЕБЁНКУ ПОМОЩЬ В

ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ?

Самый важный результат  такой помощи – это восстановить у ребенка положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок – родители – учителя). Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостаточным любви, тогда школа не  является проблемой.

         Вот некоторые рекомендации.

День ребенка. Пробуждение.

Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Он заранее может  вздрагивать, когда она входит в комнату. «Вставай, опоздаешь». Гораздо лучше научить его пользоваться будильников. Лучше купить будильник и, преподнося его, как-то обыграть ситуацию: «Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и всегда успевать».

Если ребенок встает с рудом, не нужно дразнить его «лежебокой», не вступать в спор по поводу «последних минуток». Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: «Да, я понимаю, вставать сегодня, почему-то не хочется. Полежи еще пять минут».

Эти слова создают атмосферу теплоты и добра, в противоположность крикам.

Можно включить погромче радио.

Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает.

Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: «Через 10 минут тебе надо выходить в школу». Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол».

Выход в школу.

Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки; лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности.

«Все твои очки» - лучше, чем «Неужели я доживу до того времени. Когда ты научишься сам класть очки». Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: «Пусть все сегодня будет хорошо», чем «Смотри, веди себя хорошо, не балуйся». Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: «Увидимся в два часа», чем «После школы нигде не шляйся, сразу домой».

Возвращение из школы.

Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы.

 - Как дела в школе?

 - Нормально

 - А что сегодня делали?

 - А ничего.

 - Что получил? И т.д.

Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей («им нужны мои оценки, а не я»). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции «написаны» у него на лице («День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?»). Пусть когда вечером, за ужином, вся семья в сборе, можно поговорить, но за едой лучше о хорошем, по душам. Это сближает семью.

Пора спать.

Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи. Показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.

Не надо вступать в спор. Если ребенок сообщает, что забыл умыться и попить. Главная награда  - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает.

Готовность к школе: «Больше в школу не пойду»

Отзвенел первый в жизни малыша звонок, прошла эйфория первых дней, и наступили обычные школьные будни.

И вот в один из прекрасных дней ваше чадо, едва переступив порог квартиры , категорично заявляет: «Больше в школу не пойду!»

Мама хватается за валерьянку, отец – за ремень, а многочисленные родственники взывают  к совести малыша – мол, как это так, не хочу в школу! Да быть такого не может!

Скажем прямо – эта ситуация реальная, но немного устаревшая. Современные родители  предпочитают заранее знать о тех проблемах, с которыми они могут столкнуться, отправив ребенка в школу.

Но что делать, если время упущено. На дворе октябрь, а ваше чадо швыряет ранец в угол, обиженно сопит носом, и, кажется, вот-вот разревется, но стоит на своем: «Не хочу учиться». Как  быть, спрашиваете вы?..

С недавних пор во многих дошкольных учреждениях заведена традиция тестировать будущих первоклассников на предмет готовности к школе. Если вашему ребенку на психологическом тестировании показал хорошие результаты, то вам, скорее всего, не о чем беспокоиться. А что делать тем родителям, чьи дети недостаточно готовы к школьному обучению? В первую очередь попросите психолога, проводившего тестирование, подробно рассказать о том, чего именно  не хватает вашему чаду. Подкорректировать результаты не так сложно, если начать заниматься сразу, не откладывая проблему в долгий  ящик.

Существует групповая и индивидуальная форма работы психолога с детьми.

В процессе занятий малыш разовьет недостающие необходимые качества и сможет учиться без  особых проблем.

Главное – не поникать. Возьмите себя в руки, попробуйте разобраться, в чем же, собственно, дело? Чем обусловлено нежелание ребенка идти в школу, какие на это есть причины?

В этом вам помогут так называемые открытые вопросы. Открытые – это те, на которые нельзя ответить однозначно – Да или Нет. Многие родители, желая  узнать у своего ребенка, нравится ли в школе, спрашивают: «Нравится ли тебе, сынок (дочка), в школе?»

На такой вопрос малыш наверняка ответит однозначно – Нет или Да. В зависимости от  обстоятельств.

Вам не нужна более подробная информация. Спрашивая открыто, вы получить более развернутый ответ. «Что интересного сегодня было в школе?», или «Расскажи мне о своей учительнице, какая она?», «С кем ты уже успел подружиться в классе?».

После такой беседы вы сможете составить более четкую картину того, что же все-таки  произошло, почему кроха отказывается идти в школу.

Так, если ребенку трудно найти общий язык с детьми в классе, возможно, имеет смысл поговорить с учителем и постараться вместе найти выход из положения.

Если нежелание ходить в школу – результат того, что педагог недостаточно внимателен к маленькому ученику, или наоборот много ругает ребенка, придирается, то следует задуматься и, конечно, сходить в школу, чтобы побеседовать с преподавателем. В любом случае вы, как родители, найдете необходимые слова. Что касается самого ученика, то на доходчивом примере убедите его, что ходить в школу все-таки нужно. Главное – не давите на ребенка и  не угрожайте ему. Шаг за шагом развейте в беседе все его сомнения и страхи.

Даже если они, на ваш взгляд, совершенно не заслуживают внимания. Не выходит красиво при письме буква, учитель отругал за мелкую шалость, поссорился с кем-то из одноклассников, в общем, что бы ни случилось. Проявите к «пострадавшему» максимум понимания и, сочувствия. Ведь если неприятные ощущения связанные со школой, будут накапливаться, нарастать как снежный ком, то это грозит вашему ребенку стрессом, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

УЧЕБНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОТИ,

НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ В 1 КЛАССЕ

  1. Линейка 20см (желательно деревянная).
  2. Шариковая ручка – 2 шт. (+ запасные).
  3. Простой карандаш – 2 шт. (+ запасные).
  4. Цветные карандаши 12 цветов (белорусские).
  5. Резинка, точилка.
  6. Альбом 2 шт. или блок для рисования (не тонкие).
  7. Гуашь 6 цветов (обязательно белая).
  8. Акварель 14 цветов (Калинковичская).
  9. Набор кисточек беличьих до 6 шт.
  10. Пластилин,  набор стеков.
  11. Клей ПВА (не силикатный), клей-карандаш, кисточка для клея
  12. Клеенка для лепки и досточка.
  13.  Ножницы с тупыми концами школьные (только не зайчики).
  14.  2 набора цветной бумаги (А-4).
  15.  2 набора картона цветного (не узкий) (А-4).
  16.  Тетради в крупную и мелкую клетку, в косую линейку (по 2 штуки).
  17. Фломастеры.
  18.  Счетные палочки.
  19. Абак (2 выдвигающиеся линейки, открывающие кружочки для счета по математике).
  20. Папка для труда (желательно на замке).
  21.  Раскраски (4-6 штук).
  22.  Спортивная форма и обувь.
  23. Веер цифр (до 20) и букв (гласных и согласных).
  24. Стаканчик-непроливайка для воды (не из стекла и не одноразовый) для рисования.
  25. Ранец или сумка (чтобы все сложить в классе).
  26. Сменная обувь на каблучке.
  27. Деловой стиль одежды.
  28. Детские книги с крупными буквами (2-3 шт.).
  29. Обложки для книг и тетрадей.
  30. Ведёрко для хранения ручек и карандашей (договориться с учителем, лучше одинаковые).
  31. Закладки (5 штук).

СОВЕТЫ АВТОРА БЕЛОРУССКОГО БУКВАРЯ

АНАТОЛИЯ КЛЫШКИ:

Изучая буквы, пока не называйте их «эм», «эн» и т.п., а говорите то,  что они обозначают: «м», «н».

  1. Когда изучили десяток согласных, напишите в столбик их одну под одной и приставляйте гласную» а», и читайте вместе с ребенком уже слоги: «ма», «па», «на»… На пятом слоге примолкните. Вы увидите, что далее ребенок уже сам читает слоги.
  2. Из слогов составляйте слова. Напишите их одно под другим: «Маша», «Даша» и т.д. И читайте их многократно. («Где слово  «Саша»? Под каким словом  слово «Даша»?)
  3. Приступая к тексту, читайте его вместе с ребенком. Прочитав предложение, задайте: «Найди слово…» Ребенок, чтобы найти его, невольно прочитывает и другие слова. Но главное – учиться соотносить произносимое слово с напечатанным. В конце концов ребенок прочитает все предложение – свободно, без стресса. Не забудьте хвалить его за успехи. Ваше мастерство – только уметь остановиться с чтением за минуту до  того, как ребенок устал… Прочитав с вами две трети «Букваря», он  уже сам захочет читать самостоятельно.  

ШКОЛЬНЫЕ СОВЕТЫ

Хотите ли вы, чтобы у вашего ребенка не пропало желание учиться?

Хотите обойтись без нервотрепки, поучений, взаимных обид? Вот несколько советов.

1. Утром будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

2. Не торопите, умение рассчитать время – ваша задача, и если это вам плохо удается, то вины ребенка в этом нет.

3. Не отправляйте утром ребенка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придется много поработать.

4. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: «Смотри, не балуйся», «Веди себя хорошо», «Чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

5. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» Встречайте после школы ребенка спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте.

6. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.

7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребенка.

8. После школы не торопите садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков – с 3 до 5 часов. Занятия вечерами бесполезны, завтра придется все сначала начинать.

9. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15-минутные «переменки».

10. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, все получится», «Давай разберемся вместе», «Я тебе помогу»), похвала помогут лучше.

11. Старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь то…». Порой условия становятся невыполнимыми, не зависят от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

12. Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, разговоры с мужем.

13. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней и литературу для родителей.

Памятка первокласснику

Вот ты и переступил порог школы. А чтобы отлично учиться, быть здоровым, смелым и сильным необходимо быть примерным и дисциплинированным! Дисциплинированность нужна не только в  школе, но и улице, где ты часто находишься самостоятельно.

Каждый школьник должен быть внимательным и осторожным, обязан знать и строго соблюдать правила дорожного движения.

Запомни их и неукоснительно выполняй:

◊ переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу или на перекрестке на зеленый сигнал светофора;

◊ нельзя перебегать улицу и переезжать ее на велосипеде;

◊ нельзя выходить на дорогу из-за стоящего транспорта автобусов и троллейбусов – это опасно;

◊ во всех случаях, прежде чем сделать шаг на проезжую часть, нужно убедиться, автомобилей нет или они полностью остановились.

Успехов тебе в учебе!

Раздзелы сайта