Жестокое обращение с детьми
Детство – короткий, но крайне важный этап в жизни человека, в течение которого формируются качества, необходимые во взрослой жизни. Для детей не существует «краткосрочных» последствий. Ребенок не может «подождать до лучших времен». У детства есть только «сегодня», у него не существует «завтра». Завтра будет уже взрослая жизнь, и детство навсегда рискует остаться периодом, в котором не были удовлетворены потребности в питании, охране здоровья, образовании и эмоциональные потребности.
Проблема жестокого обращения с детьми (международный термин “Child Abuse”) стоит достаточно остро во всем мире, в том числе и у нас в Республике Беларусь. Жестокое обращение не только наносит вред физическому и психическому здоровью детей, но и имеет тяжелые социальные последствия, главное из которых – воспроизводство самой жестокости.
Насилие и небрежное отношение к детям признаны одной из основных международных проблем в области соблюдения прав человека и здравоохранения.
Испытанная в детстве жестокость оставляет след на всю жизнь и приводит к тому, что в дальнейшем дети стремятся разрешать любые жизненные проблемы с помощью насильственных или противоправных действий. Те, кого в детстве били и оскорбляли, вырастая, сами решают свои семейные проблемы точно также. И если не пытаться остановить насилие, то оно будет переходить из поколения в поколение. Испытываемое в любом возрасте насилие имеет два последствия: слабая личность подавляется, а у сильной - возникает протест, который часто выражается в противоправном поведении.
Четыре основных вида и дают им следующие определения:
·Физическое – это преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений или травм родителями, либо лицами, их заменяющими, или другими взрослыми, в результате чего у ребенка возникают нарушения физического и/или психического здоровья и развития, либо наступает летальный исход.
·Эмоциональное (психическое) – ребенок испытывает постоянную нехватку внимания и любви, угрозы и насмешки, что приводит к потере чувства собственного достоинства и уверенности в себе. К нему предъявляют чрезмерные требования, не соответствующие его возрасту, которые ребенок не в состоянии выполнить. Ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, потеря доверия ребенка. Отвержение со стороны родителей и, как следствие, нарушение эмоционального развития.
·Пренебрежительное отношение – ребенок из-за недобросовестного выполнения родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей, испытывает острую или хроническую нужду в питании, одежде, жилище, гигиене, безопасности, любви и заботе, медицинской помощи, образовании и других условиях, необходимых для его физического, интеллектуального и эмоционального развития.
·Сексуальное – использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для изготовления порнографической продукции, а также демонстрация им порнографической продукции. Вовлечение детей в занятия проституцией.
Причины:
Традиционно считается, что взрослые знают лучше, что для детей полезно или вредно, пытаясь постоянно «втискивать» ребенка в рамки воображаемой модели идеального поведения с их точки зрения. Любое отклонение от заданного курса однозначно расценивается как крамола и подрыв авторитета взрослых. В итоге – окрик, подзатыльник, строгие наказания. Такая тактика вполне обычна в отношениях родителей к детям. И, что самое страшное, физическое, эмоциональное, психологическое насилие стало нормой жизни практически во всех семьях, независимо от социального статуса, образования или доходов родителей. 68% мужчин и 55% женщин не видят ничего плохого в методах так называемой репрессивной педагогики – то есть в побоях.
Почему же вполне нормальные люди выбирают такую ненормальную форму воспитания своих детей? Ведь большинство родителей безусловно любят своих детей и желают им добра.
Специалисты по семейной педагогике дают такое объяснение. У взрослых сформирован «устойчивый феномен»: они понимают воспитание, как некие насильственные действия – крики, угрозы, побои.
Почему так:
Да потому, что самих взрослых в свое время «воспитывали» таким же образом. И, создав свою семью, они воспроизводят в ней знакомую модель отношений с детьми.