Все родители мечтают о том, чтобы их ребёнок был отличником, с первых дней обучения демонстрировал выдающиеся результаты. И почти каждый ребенок хочет пойти в школу, стремится к познанию нового, постоянно спрашивает у взрослых: «Что?», «Как?», «Почему?», «Зачем?» К сожалению, со временем процесс учения перестаёт казаться ему интересным. Почему так происходит? Давайте попытаемся найти ответ.
Первая реакция родителей на фразу: «Я не хочу учиться» — возмущение. Они считают, что в сложившейся ситуации виноват сам ребёнок обрушивают на него град упрёков и претензий, в ответ на которые он теряет доверие к своим родителям, перестаёт быть с ними откровенным. И чем больше претензий, тем упорнее ребёнок думает о том, что учёба нужна не ему, а его маме и папе, ведь не случайно именно они заставляют, уговаривают его учиться, даже наказывают! Как показали результаты исследования, проведённого голландскими учёными, дети 6—11 лет ещё не способны учиться на своих ошибках. Только в 12—13 лет ребёнок начинает эмоционально реагировать на сообщения о собственных промахах и неудачах и может извлечь пользу из своего негативного опыта. Таким образом, в потере интереса к учёбе ваш ребёнок не виноват. Он ещё не может понять и объяснить, что мешает ему хорошо учиться. Нотациями, нареканиями, обвинениями и наказанием его интерес к обучению вы не вернёте.
Причины отсутствия у ребёнка интереса к учению
➤ Высокая тревожность Ребёнок боится возможных неудач: боится не успеть и действительно не успевает, боится сделать ошибку и делает их множество. ➤ Инфантилизм, незрелость ребёнка. В 6—7 лет на первом месте по-прежнему остаются игровые интересы. А в более старшем возрасте у детей отмечается отсутствие чувства ответственности.
➤ Несоответствие учебной программы возможностям, склонностям и интересам ребенка. Учиться слишком трудно или, наоборот, слишком легко — и в том и в другом случае становится неинтересно. С одной стороны, потеря интереса к учёбе может возникнуть, если ребёнок не имеет необходимой базы знаний, неусидчив, ленив, плохо усваивает материал. С другой стороны, если ребёнок хорошо подготовлен, умеет писать, читать, считать, ему приходится выслушивать по десять раз одно и то же, наблюдать, как другие дети с трудом отвечают на простые вопросы. Ему может стать скучно, поскольку всё даётся очень легко. Он не учится преодолевать трудности, чтобы получить новые знания. Может наступить такой момент, когда от ребёнка для усвоения нового материала потребуются усилия, а он уже отвыкнет их прилагать, надеясь на прежнюю базу. И тогда из успевающих учеников он перейдёт в категорию отстающих.
➤ Излишняя требовательность со стороны родителей. Если родители слишком эмоционально реагируют на плохие отметки в школьном дневнике, ребёнок чувствует, что ему не доверяют. Это может вызвать протест против родительских надежд и ожиданий.
➤ Конфликты с учителями. У детей очень развито чувство справедливости. Незаслуженное наказание, как и неполученное поощрение, они переживают острее, чем взрослые.
➤ Конфликты с одноклассниками. В таком случае всё, что ассоциируется с совместным времяпрепровождением, вызывает у ребёнка протест и нежелание взаимодействовать с одноклассниками.
➤ Желание ребёнка привлечь к себе внимание родителей. Отсутствие интереса к проблемам ребёнка, жизнь по принципу «Когда всё нормально, мама (папа) меня не замечает. У неё (него) слишком много дел» побуждают ребёнка плохими отметками стимулировать взрослых: «Послушайте, я здесь, посмотрите на меня!»
➤ Завышенные ожидания родителей и постоянные упрёки от взрослых. Когда вы внушаете ребёнку всю серьёзность и необходимость образования, требуете от него результатов, вы только запугиваете его и таким образом вызываете обратную реакцию.
➤ Неуверенность в своих силах, заниженная самооценка. Урок выучен досконально, но когда доходит до ответа, ребёнок теряется и не может сконцентрироваться. В результате он решает: «У меня ничего не получается, поэтому я ничего не буду делать, и тогда меня не будут ругать».
➤ Отсутствие навыков самодисциплины. Ребёнку трудно сесть за уроки, когда вокруг много отвлекающих вещей: сначала интересный фильм по телевизору показывают, затем друг предложил поиграть в новую компьютерную игру. В результате уроки откладываются на потом.
➤ Индивидуальные особенности ребёнка. Если ребёнок медлителен, невнимателен или у него плохая память, неразвитое мышление, то он плохо усваивает материал, постоянно всё забывает, не может правильно выразить свои мысли.
➤ Плохая успеваемость во всём классе Ребёнок не хочет выделяться из общей массы и быть «ботаником».
➤ Отсутствие преемственности. Если ваш ребёнок не посещал дошкольных учреждений образования, у него, возможно, не сформированы навыки, уже освоенные его одноклассниками. Посмотрите на проблему школьной неуспеваемости вашего сына или дочери с точки зрения их тревог, трудностей и переживаний. Вы сможете преодолеть их вместе!
Как сформировать у ребёнка интерес к обучению в школе
Учебные достижения ребенка – это результат совместных усилий всех членов семьи. Родители в большей степени, чем учителя, ответственны за формирование у детей интереса к учебе, стремления постоянно узнавать что-то новое. К родным, любимым людям ребенок испытывает абсолютное доверие.
1. Всё новое вызывает у человека подсознательную тревогу. Особенно это касается детей. Поэтому нужно, чтобы ребёнок познавал неизведанное совместно со взрослыми. Его желание продемонстрировать родителям свои новые достижения, отсутствие боязни в кругу близких людей совершить ошибку будут способствовать развитию интереса к учёбе. Проводите с ребёнком как можно больше времени. Изучайте его склонности и интересы, поддерживайте начинания.
2. Страх — не лучший помощник. Под излишне строгим надзором, в условиях приказов, угроз и наказаний у ребёнка будут расти отвращение и даже ненависть к учёбе и неуважение к родителям. Попробуйте связать процесс обучения с положительными ассоциациями. Делайте акцент на успехах ребёнка: например, вместо «Ты опять не сумел» говорите «Сегодня уже лучше, и хотя пока ещё недостаточно хорошо, я верю, что ты справишься» или «Неплохо, но я знаю, что ты можешь лучше». Никогда не сравнивайте своего ребёнка с кем-то другим, сравнивайте его только с ним самим: «Вчера ты сделал пять ошибок, а сегодня только три — молодец!».
3. Покупайте ребёнку такие игрушки, которые позволят ему длительное время изучать что-то, делать маленькие открытия. Организуйте место, где он мог бы практиковать свои новые навыки. Например, на даче постройте песочницу и поместите рядом воду и глину. Когда у ребёнка будет возможность что-то слепить, что-то заполнить, что-то куда-то налить, он через игру будет учиться создавать, строить, измерять. Очень полезны игрушки, стимулирующие креативность и свободу выражения, например предметы для занятий декоративно-прикладным творчеством или наборы для рисования, содержащие все необходимые инструменты, с помощью которых ребёнок сможет рисовать, чертить и раскрашивать.
4. Учёба — приятный, полезный и интересный процесс. Приучайте детей к этой мысли — сначала в играх, потом при поиске верных решений и выборе правильных вариантов в учебных ситуациях. Ребёнок не должен воспринимать учёбу как наказание, скорее как вид игры — увлекательной и неожиданной. Продолжайте играть с ребёнком в свободное от учёбы время. Успешному обучению будет способствовать развитие усидчивости и произвольности поведения в играх по правилам (шашки, лото и т. п.).
5. Чтобы вырабатывать у малыша усидчивость, учите его при выполнении домашних заданий придерживаться следующих правил: ➤ садиться за уроки только после периода отдыха; ➤ выполнять сначала лёгкое задание, потом сложное, потом снова полегче и т. д.; ➤ делать кратковременные перерывы через каждые 15—20 минут работы. Во время выполнения домашнего задания поддерживайте положительную эмоциональную атмосферу в доме: обязательно хвалите ребёнка не только за результат, но и за старание, внимательность и усидчивость.
6. Устанавливайте связь изучаемых понятий, процессов и явлений с практической деятельностью в повседневной жизни на конкретных примерах. Постоянно обсуждайте с ребёнком всё, что происходит вокруг. Объясняйте реальную ценность знаний. Приводите примеры из вашей жизни, из жизни родственников и знакомых, из биографических фактов об известных людях. Рассказывайте, как вам пригодились те или иные знания из школьной науки.
7. Учите своего ребёнка задавать себе вопросы по заданиям и упражнениям, например: «Чему я учусь, выполняя это задание?», «Почему здесь вместо цифры точка?» Объясните ребёнку, что, если он чего-то не понял, не надо бояться признаться в этом. Не стыдно не понять что-то новое. И нужно обязательно попросить учителя объяснить ещё раз. Если же оставить пробелы в учебном материале сегодня, то завтра можно получить «двойку». Учите ребёнка сравнивать задания, которые он выполнял вчера и сегодня, пусть он видит их взаимосвязь или, наоборот, разницу при внешнем сходстве. Это будет стимулировать его желание пополнять свои знания.
8. От ошибок не застрахован никто, и ваш малыш тоже может ошибаться. Постарайтесь сохранять терпение и спокойствие, найдите способ исправить ошибку. Ребёнок может получить очень серьёзную психологическую травму, если преподнести ему его ошибку в учёбе как непоправимую трагедию. Поэтому нужно не ругать, а подбодрить, вместе ещё раз повторить то, что не получилось. Это важно не только для учёбы, но и для формирования правильного отношения к различным жизненным ситуациям.
9. Если ваш ребёнок получил неудовлетворительную отметку, не кричите, не ругайте его. Помните: постоянное чтение нотаций вызывает обратный эффект — вынуждает малыша занять оборонительную позицию. Отнеситесь к плохой отметке с пониманием, поддержите ребёнка, предложите помощь по более тщательной проработке материала, который оказался трудным. Возможно, малышу потребовалось мужество признаться вам во всём. В таком случае ваша реакция будет для него особенно важной!
10. Не лишайте ребёнка любимых вещей, лакомств или игр в наказание, поскольку сами по себе плохие отметки — это уже наказание для него. К тому же подобные меры могут вызвать ожесточение и сильное противостояние вместо ожидаемого компромисса — ваш ребёнок может почувствовать себя нелюбимым в семье.
11. Конфликты с одноклассниками и учителями — нередкое явление в школьной среде. Обсуждайте с ребёнком все ситуации, вызвавшие обиду. Настаивайте на авторитете учителя. Объясняйте, что каждый из одноклассников имеет право думать по-своему. Учите воспринимать критические замечания и понимать: сколько людей, столько и мнений. Разговаривая с ребёнком о конфликте, старайтесь не принимать ни одну из сторон. Если вы начнёте защищать учителя, то получится, что чувства ребёнка вы в расчёт не берёте. Если, наоборот, будете подрывать авторитет учителя в глазах ребёнка, то он усвоит, что в подобной ситуации со старшими соглашаться не обязательно.
Пример правильного ведения диалога родителя с ребёнком
Ребёнок. Терпеть не могу математичку! Опять на меня наорала! Родитель. Похоже, ты очень разозлился (так вы принимаете чувства ребёнка). Ребёнок. Да уж. Она сказала, что я опоздал на урок. Родитель. Ах, так ты опоздал… Жалко, что так получилось (применяем способ активного слушания). Может быть, тебе попробовать больше не опаздывать на занятия (помогаем создать альтернативу)? Ребёнок. Хорошо. Постараюсь вставать пораньше (ребёнок сам находит решение). Родитель. Отлично придумано (вывод)!
12. Понаблюдайте за вашим ребёнком, за тем как он рассказывает о школе. Если на вопросы «У вас дружный класс?» или «С кем ты дружишь?» он начинает уходить от ответа, запинаться, нервничать, значит, причина в его взаимоотношениях с одноклассниками. Напрямую выяснять причину конфликта не стоит. Если вы спросите ребёнка: «Ну, с кем ты опять поссорился?» или «С кем ты на этот раз подрался?», решить проблему не получится, поскольку такие вопросы заставят его не только оправдываться перед вами, но и заново переживать неприятные эмоции, которые вызвала у него травмирующая ситуация. Постарайтесь, чтобы разговор выглядел как можно непринуждённее, поэтому начните беседу о школе как бы невзначай, не касаясь неудач ребёнка. Например, посмотрите вместе детский фильм на школьную тему, где поднимаются проблемы взаимопонимания учеников, их конфликтов с учителями и родителями. Пусть школьник прокомментирует увиденное, и лишь после этого поинтересуйтесь, как дела в школе у него самого. Что в фильме показалось ему знакомым и жизненным, а какие проблемы — надуманными? Есть ли что-то общее у учителей в фильме и в его обычной школе? А чем они отличаются? Пусть ребёнок сравнит школьников из фильма со своими одноклассниками. Спросите, чем отличается «киношная» школа от его настоящей, и с какими проблемами ему приходится сталкиваться.
13. Постарайтесь объяснить ребёнку, что все люди очень разные, кто-то может ему нравиться, кто-то — не нравиться. Так же и он может быть кому-то симпатичен, а кому-то нет, это абсолютно нормально. Посоветуйте ему общаться с теми одноклассниками, с которыми ему легко, интересно и комфортно.
14. Проконсультируйтесь с учителем о том, что вызывает у ребёнка трудности в усвоении предмета: он не понимает материала? Он невнимателен? Он не выполняет домашних заданий? Или что-то ещё? Попробуйте позаниматься с ребёнком дополнительно; если не можете сами, наймите репетитора. Следите, чтобы ребёнок выполнял все задания, полученные в школе. Будьте своему ребёнку другом, побуждайте его к искреннему разговору. Расскажите ему, какие трудности в учёбе возникали у вас, убедите, что в этом нет ничего страшного и что ваши родители тоже когда-то помогали вам.
15. Часто ребёнок не испытывает радости от познания, потому что не видит результата своей работы. Хорошая работа должна вознаграждаться. Порой школьник после напряжённого труда получает заслуженную четвёрку, а родители недовольны: они рассчитывали на девять-десять. У каждого свой уровень развития — и надо уметь объективно оценить его. Родители должны увидеть, действительно ли ребёнок не имеет способностей к математике или ему просто лень напрягаться и решать задачи.
16. Хвалите стремление ребёнка к знаниям. Не отмахивайтесь раздражённо от его вопросов, покупайте книги по интересующей его теме, смотрите вместе обучающие фильмы. Развивайте любознательность школьника, способствуйте зарождению новых идей. Будьте внимательны к вопросам, особенно если они звучат так: «Что это?», «Почему так происходит?». Начните объяснять, беседовать. Подробно отвечая на все вопросы, вы формируете у ребёнка установку, что процесс познания нового — это интересно, важно и вы это поощряете.
17. Трезво подходите к оценке способностей своего ребёнка. Не завышайте планку отметок, которых вы ждёте от него, не требуйте невыполнимого. Очень часто родители воспринимают ребёнка как возможность реализовать свои мечты, например: «Вот я не стал космонавтом, а ты станешь!» Важно помнить, что ваши сын или дочь — это личности, и необходимо принимать и уважать их интересы, а не навязывать им свои. Не пытайтесь прожить жизнь за своего ребёнка.
18. Будьте осторожнее с запретами. Даже если ребёнок и понимает смысл ваших слов в его сознании они надолго не задерживаются. Если вы вводите слишком много запретов, он просто перестаёт на них реагировать. А когда ребёнок понимает, что ему ничего не предлагают взамен, то начинает злиться и ещё активнее настаивает даже на тех вещах, которые ему не очень-то и нужны, но превращаются в способ выяснения отношений с родителями.
19. Вносите разнообразие в детскую жизнь. Вместе посещайте музеи, художественные выставки, театральные представления, просто гуляйте по городу. Так малыш овладевает простыми, но необходимыми для него приёмами запоминания и сохранения информации в памяти, обогащается его словарный запас, формируются умения оформлять в словесную форму собственные суждения.
20. Каждый день встречайте ребёнка вопросом: «Что интересного было сегодня в школе?» Он будет вспоминать самые приятные события, и именно они останутся в его памяти. А на следующее утро он пойдёт в школу, зная, что ему там интересно.
21. Учите ребёнка организовывать своё время. Для успешного обучения в школе ему нужно планировать на некоторые дисциплины больше времени, на некоторые — меньше. Ребёнок с раннего возраста должен уметь ценить своё время.
22. Поразмышляйте вместе с ребёнком над вопросом, какова цель посещения школы и какая от этого польза. Согласитесь, никто не станет стараться и прилагать усилия в каком-нибудь деле, не зная, зачем ему это нужно. Постарайтесь донести до малыша, что главное — не отметка, а понимание материала, что если сегодня он всё усвоил, то завтра ему будет легко и он даже сможет помочь тем, кто не справляется. Ребёнку нужно объяснить, что, хорошо учась, он умственно растёт и совершенствуется.
23. Вы должны убеждать ребёнка в том, что знания делают его сильнее, расширяют его возможности получать желаемое. Найдите литературные произведения, фильмы, в которых умные побеждают сильных. Приведите примеры успешных людей, которые при помощи хорошего образования и знаний смогли многого достичь в жизни. Не забывайте о мотивации ребёнка. Покажите, что его образование нужно не родителям, а ему самому. Поинтересуйтесь, какие предметы ему нравятся, кем бы он хотел стать. Так вы сможете объяснить ребёнку что, набираясь знаний, он будет приближаться к своей мечте.
24. Для каждого вида деятельности ребёнка найдите разные места Стол и стул с карандашами и бумагой может находиться в одном месте, кресло с книгами — в другом. Наличие у ребёнка разных «территорий» для занятий позволит ему лучше концентрироваться на том, чем он занимается, научит последовательности, воспитает умение доводить начатое дело до конца.
25. Сформируйте у ребёнка привычку самостоятельно выполнять домашние задания. Поначалу контролируя ребёнка полностью, постепенно переходите к выборочной проверке домашних заданий. В первое время помогайте ему удерживать внимание, не давайте отвлекаться. Перерывы планируйте заранее. Когда вы заметите, что он спокойно выполняет задания без вашего присутствия, отходите на несколько минут, потом возвращайтесь. Достаточно научить ребёнка организовывать свой труд в течение первого школьного года. Затем дайте ему возможность посильную часть работы выполнять самостоятельно, а для вас подготовить вопросы. Выполненную работу оценивайте объективно, не стоит придираться к мелким недочётам. Хвалите ребёнка даже за самый незначительный успех. Пусть он почувствует свою силу и способности. Если ребёнок просит помощи, никогда не отказывайте ему. Проследите за своими реакциями — вместо «Ну, что там тебе задали?» спросите «Что интересное нас сегодня ждёт?».
26. Никогда не приводите в пример других детей. Когда малышу постоянно говорят о том что кто-то лучше, у него развивается комплекс неполноценности. Ребёнок растёт с сознанием того, что мир принадлежит лучшим, а он таковым не является. Не стесняйтесь повторять себе, что ваш ребёнок — самый лучший и самый умный. В будущем он станет именно таким, каким вы его видите сейчас.
27. Настраивайте ребёнка на активную работу в классе. Если он будет внимательно слушать объяснения учителя, большую часть устных уроков ему удастся выучить в школе и свободного времени будет больше. Приучите ребёнка старательно выполнять домашние задания — это позволит ему закрепить полученные на уроках знания и вовремя обнаружить те пробелы, которые могли возникнуть в пони мании материала урока.
Дайте объективную оценку проблеме «Уже вечер. Ты не сделал(а) уроки». Предоставьте информацию: «Уроки сделать проще тогда, когда у тебя есть силы. К примеру, сразу после прогулки».
Предоставьте право выбора: «С чего ты будешь начинать — с физики или английского?”
Расскажите о своих чувствах: «Я расстраиваюсь и сержусь, когда ты подолгу не садишься за уроки» или «Я волнуюсь из-за того, что тебя завтра вызовет учитель, а ты окажешься не готов(а)».
Мотивируйте на решение проблемы: «Что можно сделать в этой ситуации?»
Вместе придумайте удобный для вас обоих вариант, например: «Можно начинать делать уроки после прогулки, в пять часов. Я приду в шесть часов, а проверю уроки в семь. После уроков можем вместе поиграть в настольную игру или посмотреть какой-нибудь мультфильм». И самое главное — не ждите быстрых результатов. Помните: любовь, терпение и понимание — лучшие средства от плохой успеваемости.