Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Знаете ли Вы юношескую психологию?

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЮНОШЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ?»

  • Переходный период от подросткового к раннему юношескому возрасту.

Этот период приходится примерно на 14-16 лет, т. е. на VIII - X классы.

В переходный период появляются мотивы, отсутствующие у подростков. Это самосо­вершенствование (стремление повышать свой культурный уровень, желание стать интерес­ным, «многознающим» человеком) и связанный с ним интерес к учению.

В этот период происходят существенные изменения, характеризующие переход само­сознания на качественно новый уровень. Это проявляется в повышении значимости собст­венных ценностей, в перерастании частных самооценок отдельных качеств личности в об­щее, целостное отношение к себе. При этом меняется «знак» отношения к себе: в отличие от прежнего, двухполюсного (хороший - плохой), оно идет как бы в обратном направлении, проявляясь во все больщей дифференцированности самооценок, умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего отношения к себе.

В процессе познания своего «Я» учащиеся начинают переживать наличие у себя от­рицательных черт, считают, что они сами виноваты во всех сложностях, возникающих у них в общении с другими людьми, хотят исправить собственные недостатки. Вместе с тем при переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет эмоциональную на­пряженность по отношению к «Я» человека и проходит на спокойном эмоциональном фоне.

У старшеклассников притупляется острота восприятия сверстников. Но здесь проис­ходит лишь смена объекта, на который она нацелена. В качестве такого объекта начинают выступать ближайшие взрослые. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми выступает как важнейшее новообразование этого переходного периода. Важность общения со взрослыми связана прежде всего с тем, что оно дает знания, необходимые юно­шам и девушкам в будущей самостоятельной жизни.

Одним из существенных моментов становится формирование чувства взрослости, причем взрослости не вообще, а именно мужской и, соответственно, женской взрослости. Особенно интенсивно развивается восприятие себя как человека определенного пола, вклю­чающее специфические для юношей и девушек потребности, мотивы, ценностные ориента­ции, отношения к представителям другого пола и соответствующие формы поведения.

  • Психологические особенности юношеского возраста.

 Главное психологическое приобретение ранней юности - это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Если ребенок сердится, он объясняет это тем, что кто-то его обидел. Напротив, для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски. «Открытие» своего внутреннего мира - очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Оказывается, «внутреннее Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие - самая распространенная форма подростковой и юношеской самокритики. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, не похожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении, одновременно повышая его избирательность, потребность в уединении, в тишине природы, в молчании, для того чтобы услышать свой внутренний голос, не заглушённый суетливой будничной повседневностью.

Главным измерением времени в самосознании юноши является будущее, к которому он себя готовит. Мечты о будущем занимают центральное место в его переживаниях.

  • Доверительность отношений в ранней юности.

В связи с развитием самосознания у старшеклассников возникает стремление к доверительности во взаимодействии с окру­жающими людьми. Доверительность становится качеством общения со взрослыми, а «исповедальность» - со сверстниками, что в первую очередь предполагает глубокое самораскры­тие.

Доверие к сверстнику реализуется в сфере интимно-личностного общения, главная цель которого - понимание и самораскрытие. В доверительном общении со взрослыми си­туация несколько меняется, важным становится не только познание своего «сегодняшнего», «реального Я», но и познание себя с точки зрения личных жизненных перспектив, своего «желаемого», «будущего Я». Доверие к близкому взрослому основывается на отношении к взрослому как к идеалу. Такая форма доверия не всегда связана с реальной психологической близостью и необязательно реализуется как глубокое самораскрытие. Она актуализируется в ситуации неопределенности, затруднительности самостоятельного решения, т. е. в какой-то проблемной ситуации. Это происходит потому, что существует некоторая дистанция, обу­словленная статусом взрослого и старшеклассника, поэтому в последнем случае доверие бу­дет в большей степени связано не с интимностью или секретностью передаваемой информа­ции, а с той значимостью, которую старшеклассник придает своему обращению к взрослому. И в данном случае отношение доверия будет строиться на том, что старшеклассник оценива­ет взрослого не столько с точки зрения своего «реального Я», сколько с позиции «желаемого Я». У большинства старшеклассников имеется не один образ-эталон, а набор таких эталонов. Поэтому и не бывает людей, которые во всех отношениях выступали бы для старшеклассни­ков как идеалы.

  • Самооценка старшеклассников.

Самооценка десятиклассника имеет те же особен­ности, что и самооценка юноши: относительная устойчивость, высота, сравнительная бес­конфликтность, адекватность. Это именно юношеская самооценка, отличающаяся повышен­но оптимистическим взглядом на себя, на свои возможности. Такая самооценка обслуживает одну из центральных потребностей старшеклассника - необходимость жизненного самоопре­деления. Вероятно, именно на основе такого представления о себе, о своем соответствии требованиям жизни наиболее продуктивно может осуществляться выбор жизненного пути, пока еще достаточно абстрактный.

Несовершенство повышенно оптимистического представления о себе обнаруживается в XI классе, когда абстрактный выбор становится реальностью, требующей в самое ближай­шее время изменить образ жизни. Наблюдаются три варианта развития самооценки старше­классника. В первом варианте самооценка продолжает оставаться достаточно (но не слиш­ком) высокой, в ней гармонично соотносятся желания, притязания, оценка собственных воз­можностей. Второй вариант характеризуется нарушением этой гармонии - оптимистический взгляд на себя достигает максимума и распространяется практически на все стороны жизни школьника. В третьем варианте самооценку отличает наличие неуверенности в себе, осозна­ние и переживание значительного разрыва между'•собственными притязаниями и возможно­стями. Причем значительно чаще расхождения между уровнями желаемого и ожидаемого успеха, низкая самооценка наблюдаются у девушек.

  • Дружба со сверстниками.

Подростки и юноши значительно чаще, чем люди стар­шего возраста, чувствуют себя одинокими и непонятыми. Но чувство одиночества происте­кает не от внешней изоляции, не от плохого окружения, а от невозможности выразить в об­щении всю полноту чувств.

Число друзей своего пола у юношей от VII к X классу несколько уменьшается (у де­вушек такой тенденции нет), а приятелей, наоборот, становится больше, Это свидетельствует о растущей избирательности дружбы. При этом у девушек во всех возрастах друзей своего пола меньше, а друзей противоположного пола больше, чем у юношей. Среди друзей своего пола и у юношей, и у девушек преобладают сверстники. Юноши отдают решительное пред­почтение сверстникам, значительно реже - старшим и совсем редко - младшим. У девушек на первом месте также ровесница, но они значительно чаще, чем юноши, отдают предпочтение старшим, зато младших не выбирают совсем.

Каков психологический механизм этих расхождений? Ориентация на ровесника гово­рит о стремлении к более или менее равным отношениям, такая дружба основывается на принципе сходства и равенства. Выбор более старшего друга, напротив, выражает потреб­ность в примере, оценке, руководстве. Почему же так редка ориентация на младшего? По­требность в общении с младшими, желание руководить, делиться опытом, опекать - отнюдь не редкость в юношеском возрасте. Но как ни приятно юноше чувствовать себя сильным и нужным, этот тип отношений не вполне отвечает его представлениям о дружбе. Для ранней юности типична идеализация друзей и самой дружбы. Представление о друге стоит значи­тельно ближе к «идеальному Я» подростка, нежели к его представлению о своем наличном «Я». Младший для этой роли не подходит. Дружба с младшим воспринимается скорее как дополнение дружбы со сверстниками, чем как ее альтернатива. У тех, кто дружит исключи­тельно с младшими, такой выбор в большинстве случаев вынужденный.

Одной из главных неосознаваемых функций юношеской дружбы является поддержа­ние самоуважения. Юношеская дружба иногда выступает как своеобразная форма «психоте­рапии», позволяя молодым людям выразить переполняющие их чувства и найти подтвер­ждение их у того, кто разделяет их сомнения, надежды и тревоги. Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к раскрытию внутреннего мира другого, побуж­дая не столько выбирать друга, сколько придумывать его. Нуждаясь в сильных эмоциональ­ных привязанностях, молодые люди подчас не замечают реальных свойств партнера. При всей их исключительности дружеские отношения в таких случаях обычно кратковременны. Чем эгоцентричнее дружба, тем вероятнее, что с возрастом в ней появятся нотки враждебно­сти.

  • Любовь в юношеском возрасте.

Юношеская мечта о любви выражает прежде всего потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости; эротические моти­вы в ней почти не выражены или не осознаны. Потребность в самораскрытии и интимной че­ловеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разных партнеров. По образному выражению одного ученого, мальчик не любит женщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит.

Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажутся более или менее альтернативными. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем. С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу.

Юноше бывает трудно совместить пробуждающуюся чувственность с нормами своего морального кодекса. Наряду с мальчиками, которые гипертрофируют физические аспекты сексуальности, есть и такие, которые всячески стараются отгородиться, спрятаться от них. Психологической защитой им может служить аскетизм, подчеркнуто презрительное и враж­дебное отношение ко всякой чувственности. Идеалом такого юноши является не просто уме­ние контролировать свои чувства, но и полное их подавление.

Другая типичная защитная установка - «интеллектуализм»: если «аскет» хочет изба­виться от чувственности, так как она «грязна», то «интеллектуал» находит ее «неинтерес­ной». Требования моральной чистоты и самодисциплины сами по себе положительны. Но их гипертрофия влечет за собой искусственную самоизоляцию от окружающих, высокомерие, нетерпимость, в основе которых лежит страх перед жизнью.

Для старшеклассников собственные переживания на первых порах иногда более важ­ны, чем объект привязанности. Отсюда постоянная оглядка на мнения сверстников собст­венного пола, подражательность, хвастовство действительными, а чаще мнимыми «победа­ми» и т. д. Влюбленности в этом возрасте напоминают эпидемии: стоит появиться в классе одной паре, как влюбляются все, а в соседнем классе все спокойно. Объекты увлечений так­же нередко имеют групповой характер, поскольку общение с популярной в классе девушкой (или юношей) существенно повышает собственный престиж у сверстников.

Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с множеством моральных про­блем. Старшеклассники остро нуждаются в помощи старших, прежде всего родителей и учи­телей. Но одновременно молодые люди хотят - и имеют на это полное право - оградить свой интимный мир от бесцеремонного вторжения и подглядывания. В. А. Сухомлинский совер­шенно справедливо требовал «изгнать из школы нескромные и ненужные разговоры о любви воспитанников».

  • Подготовка молодежи к семейной жизни.

Среди многих аспектов проблемы фор­мирования готовности молодежи к семейной жизни важнейшим является правильное понимание социальной роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского правового сознания.

В настоящее время отмечается значительное ослабление регулирующего воздействия ранее установленных в обществе и закрепленных в общественном сознании норм и стандартов поведения в семье. Связано это в первую очередь с тем, что в современных условиях исчезли некоторые важные функции, игравшие существенную роль в традиционной семье. Значительно изменились и функциональные роли, типичные для мужчины-супруга и женщины-жены, имевшие место в прошлом.

Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении.

Наряду с нравственным регулированием брачно-семейных отношений существует и правовое регулирование этих отношений, которое фиксирует и закрепляет их социальную сущность путем определения основных гражданских прав и обязанностей членов семьи друг перед другом и перед обществом.

С точки зрения формирования личности существенным моментом психологической готовности индивида к вступлению в брак является его готовность не только к реализации потребности в близости с человеком другого пола, но и к осознанию значения своих дейст­вий, прежде всего в системе правовых норм, регулирующих брачно-семейные отношения.

Между тем исследования показали, что только у 55% учащихся старших классов и ПТУ сложилось положительное отношение к праву как к личной ценности. При этом у 61% из них оно носит устойчивый и сознательный характер, обеспечивающий регуляцию их по­ведения. У 39% этих учащихся положительное отношение к праву неустойчиво, ситуативно. Регулятивная функция права опосредуется у них сугубо эгоистической мотивацией, осно­ванной на эмоциональном переживании конкретной ситуации.

У 45% старшеклассников и учащихся ПТУ положительное отношение к праву не сформировано.

Среди норм, противоречащих правовой регламентации, первое место занимают те, ко­торые якобы защищают их индивидуальную неприкосновенность. На втором месте оказы­ваются житейские нормы, неверно трактующие принципы коллективной солидарности. Третье место занимают нормы, выражающие правила ложного товарищества.

При определенных условиях частные (по отношению к обществу) нормы микросоци­альной среды осознаются индивидом как общепринятые нормы практической морали, под­меняя нормы права и общественной морали.

Разделы сайта