Постановлением Министерства образования от 12 марта 2024 г. № 28
(https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22441326)
установлен график проведения централизованного тестирования (ЦТ).
ЦТ по соответствующим предметам пройдет в этом году
с 27 мая по 6 июня:
- белорусский язык – 30 мая;
- русский язык – 30 мая;
- обществоведение – 27 мая, 6 июня;
- математика – 27 мая, 3 июня;
- биология – 27 мая, 3 июня;
- иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) – 27 мая, 3 июня;
- химия – 27 мая, 6 июня;
- физика – 27 мая, 6 июня;
- история Беларуси – 27 мая, 6 июня;
- география – 27 мая, 3 июня;
- всемирная история (новейшее время) – 27 мая, 3 июня.
Также назначены резервные дни для проведения ЦТ:
- 19 июня можно будет пройти тест по всем предметам;
- 23 июня – вторая дата для сдачи экзамена по русскому и белорусскому языкам;
- 21 июня – по остальным предметам, входящим в список учебных предметов для проведения ЦТ.
Время начала ЦТ, в том числе в резервные дни – 11.00.
Зарегистрироваться для прохождения ЦТ необходимо с 9 по 22 апреля (время работы пунктов регистрации – с 9.00 до 19.00 (в субботние (13 и 20 апреля) дни – с 9.00 до 18.00).
Для прохождения ЦТ в резервные дни абитуриенты должны пройти регистрацию с 10 по 14 июня.
Сертификаты ЦТ будут выдаваться с 1 июля.
Документом также установлен перечень учреждений образования, определенных пунктами проведения ЦТ и пунктами регистрации для прохождения ЦТ. В него вошло 40 учреждений образования в крупных районных, областных центрах и столице.
Кроме того, правовым актом утверждена Инструкция об определении требований к организации пунктов регистрации для прохождения централизованного тестирования, аудиторий (помещений) для проведения централизованного тестирования.
Согласно постановлению № 28:
- база данных абитуриентов формируется посредством автоматизированной информационной системы «Общереспубликанский банк данных участников централизованного тестирования»;
- абитуриенты распределяются по аудиториям в пунктах проведения централизованного тестирования с использованием списков абитуриентов, составленных методом случайного выбора.
РИКЗ » Централизованное тестирование » Памятка участнику
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЦТ ПО ХИМИИ В 2024 ГОДУ
Успешность сдачи теста по результатам школьной программы имеет определяющее значение для поступления в ВУЗ, поэтому выпускники старших классов должны приложить максимум усилий, чтобы повысить свой бал. Эффективная подготовка к ЦТ по химии самостоятельно онлайн зависит не только от степени усвоения школьного материала, но и восстановления в памяти тем, требующих запоминания и анализа. Для этих целей нужно глубоко погрузиться в материал и представить его в виде когнитивной карты.
Чем хуже подготовлен соискатель, тем выше уровень стресса во время ЦТ и ниже итоговая оценка. Единственным выходом, позволяющим пройти тест без излишнего перенапряжения психики, является тщательная подготовка перед экзаменом. Но как это сделать при необходимости подготовки к четырем предметам? Один из способов – это экспресс-запоминание по педагогической методике. Сейчас же стоит коснуться непосредственно процесса проведения, и как эффективно подготовиться к ЦТ по химии и что представляет собой экзаменационный процесс.
НАЧАЛО ЭКЗАМЕНА: ЧТО МОЖНО ВЗЯТЬ С СОБОЙ
При прохождении ЦТ нужно сначала зарегистрироваться в центре контроля знаний, общее число тестов за один период не должно превышать 4 учебных предметов. Во время экзамена нельзя пользоваться устройствами, кроме обычного калькулятора. Запрещается применение всех гаджетов со средствами хранения информации и получения данных по сети. Личную регистрацию в центре тестирования нужно пройти за 30 минут до экзамена, для этого должен быть предоставлен документ государственного образца. В зал для сдачи ЦТ можно попасть только с обычной прозрачной ручкой черного цвета, пропуска и персонального документа. Перед тестом абитуриентов оповещают об отрицательных последствиях действий, находящихся под запретом. Максимальной мерой наказания будет отказ в повторном тестировании по данному предмету.
ПРОЦЕСС ТЕСТИРОВАНИЯ
Испытуемым выдаются специальные бланки, в которые потребуется внести свою персональную информацию и ответы на вопросы. Результаты вписываются в первой клетки, без заполнения свободных. При этом нельзя использовать корректор для исправления результата. Процесс прохождения теста состоит из двух этапов:
- Часть A представляет собой экспресс-тестирование, то есть ответы на вопросы, которые будут отражены в специальном бланке. Нужно поставить метку (не заштриховывая) именно в ту клетку, которая соответствует, на взгляд испытуемого, правильному ответу.
- Часть B состоит из коротких вопросов, на которые нужно дать ответ в словесной форме, могут при необходимости присутствовать цифры и буквы. Символы разносятся по разным клеткам справа от номера вопроса. При этом пропускаются пробелы. Если ответ больше допустимого поля, нужно его написать более плотно, не обращая внимания на разметку. Обратите внимание, что орфографические ошибки и сокращения недопустимы. Они не могут быть обработаны автоматически, соответственно, ответ просто не будет засчитан как правильный. Также не допускается написание математической формы и стандартных единиц измерения.
Если допущена ошибка, нужно поставить метку в поле «Отмена ошибок» и после этого указать правильный ответ. Можно сделать не более двух правок.
Подготовка к централизованному тестированию по химии с репетитором, включает пробные тесты, позволяющие довести ответы до автоматизма. Это снижает уровень страха у молодых людей во время экзамена и количество неумышленных ошибок.
КАКИМИ НУЖНО ОБЛАДАТЬ ЗНАНИЯМИ, ЧТОБЫ НАБРАТЬ ВЫСОКИЙ БАЛЛ?
Для получения высокого бала требуется хорошее знание теории. Причем нужно не просто уметь повторить материал, но и свободно логически мыслить, используя теоретическую подоснову. Чем лучше абитуриент ориентируется во всем объеме информации, тем выше его балл ЦТ. Особое внимание уделяется практике, несмотря на то, что фактически от участников тестирования не требуется расписывание формул и химических реакций. Однако будут такие вопросы, которые подразумевают глубокое знание предмета и понимания протекающих процессов. Повысить свой оценочный балл, если у ученика в школе была нормальная успеваемость, но учащийся не является любителем химии, можно при повторении учебного предмета. Это можно сделать по школьным учебникам, но лучше использовать специальные сборники с заданиями и ответами ЦТ прошлых лет. В них подача теории реализована таким образом, чтобы обеспечить 100% запоминание необходимых таблиц и формул. Отметим, что такие пособия помогают готовиться даже отличникам, первоклассно владеющим химией, с целью быстрой активации всех знаний. Снижение балла, возможное в условиях стресса, компенсируется активными знаниями по всем категориям вопросов. Что позволяет даже любителям химии улучшить свои результаты ЦТ.
КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЦТ ПО ХИМИИ?
Основная задача абитуриента состоит в том, чтобы обновить свои знания по всем разделам школьного курса химии. Для этого потребуется:
- Сделать подробный список тем и разделов, указав подразделы.
- Найти необходимые практические задания по этим темам с помощью задачника.
- Оформить опорный конспект из таблиц и формул, который пригодится перед экзаменом для быстрого повторения материала.
Существует целый ряд методик, облегчающий запоминание. Их можно применить, не приобретая специальные пособия. Основная цель – это структурирование и логическая подача материала. Для этих целей используйте:
- инфографику с цветовыми отметками;
- маркеры для привлечения внимания к ключевым понятиям и определениям;
- меняйте шрифт по размеру, делая основные и второстепенные записи;
- пытайтесь ответ на вопросы изобразить несколькими способами: мысленно, с помощью рисования и жестов.
В подготовке к ЦТ могут помочь родители и другие родственники. Перед тем, как сдавать тест, важно также многократно его пройти в домашних условиях, имитируя требования к исполнению.
Советы психолога по подготовке и прохождению ЦТ
Успешность выполнения любой деятельности определяется состоянием психологической готовности к ней. Психологическая готовность – это сочетание личностных качеств и психологических особенностей человека, которое обеспечивает успешное выполнение соответствующей деятельности. Психологическая готовность является результатом достаточно длительного процесса подготовки.
Централизованное тестирование (ЦТ) рассматривается как сложный вид деятельности, который носит стрессовый характер, требует мобилизации ресурсов психики. Помимо проверки знаний по учебным дисциплинам происходит проверка человека на его психологическую устойчивость и выдержку.
Чтобы грамотно осуществлять психологическую подготовку к централизованному тестированию, необходимо рассмотреть специфику предстоящей деятельности.
Особенности процедуры централизованного тестирования:
- Результаты ЦТ определяют положение ученика в школе и в будущей жизни.
- Во время ЦТ происходит своеобразное психологическое давление на ученика (не подведи), возникает боязнь быть неуспешным, необходимость соответствовать ожиданиям педагогов и родителей.
- ЦТ предполагает проверку знаний по большому объему учебной информации за ограниченный отрезок времени.
- ЦТ проходит в новой незнакомой обстановке.
- Во время ЦТ присутствуют незнакомые люди, которые строго контролируют процедуру экзамена.
- Организация ЦТ строго регламентирована по процедуре и форме.
· Процедура ЦТ – это длительное статическое напряжение, ограничение движений в сочетании с интенсивной умственной деятельностью.
- Процедура ЦТ связана с сильными эмоциональными переживаниями, это стресс.
- Тестовый характер заданий требует умения делать осознанный выбор.
Правила подготовки к экзаменам:
- Использовать время на подготовку к экзамену максимально эффективно: заранее составить план занятий, распределив содержание материала равномерно, по частям; составить план занятий на каждый день, четко определив конкретные темы для изучения, время, чередование занятий и отдыха.
- Подготовить место для занятий: убрать все лишнее, что может отвлечь, удобно расположить учебные материалы, в интерьере использовать желтые и фиолетовые тона.
- Не терять времени зря – проработать весь материал, начиная с менее знакомого, забытого.
- Новый сложный материал учить утром после хорошего отдыха.
- Трудно запоминаемый материал повторять несколько раз (утром и вечером).
- При заучивании необходимо учитывать «правило края»: обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина «выпадает».
- Во время подготовки учитывать свои индивидуальные особенности:
- Тип запоминания информации (зрительный – все читать самому, слуховой – читать и проговаривать вслух, двигательный – подчеркивать важные мысли, делать выписки, рисовать схемы, решать тесты);
- Тип темперамента (холерику – создать значимую мотивацию деятельности и не торопиться, перепроверять себя; сангвинику – осознать ответственность деятельности; меланхолику – верить в себя, успокоиться, не переутомляться; флегматику – самоконтроль времени).
- Полезно составлять план конкретной темы, держать его в уме или написать кратко в виде тезисов, развернутого плана.
- Заучиваемый материал лучше разбивать на логические куски, можно использовать схему, кластер, звезду, дерево как приемы схематического представления материала.
- Пересказывать материал своими словами, решать тестовые задания для самопроверки, что приводит к осмысленному запоминанию.
- Использовать самоободрение, самоубеждение, самоприказ, самоконтроль и самопоощрение во время подготовки к экзамену.
- Ежедневно выполнять упражнения на снятие напряжения:
- Проснуться, улыбнуться, настроить себя на положительные эмоции, хорошенько потянуться, выполнить самомассаж ушных раковин, головы, рук, выполнить комплекс утренней гимнастики, водные процедуры.
- В перерывах между занятиями активно подвигаться, использовать дыхательные упражнения расслабляющего характера (на 4 счета - вдох, на 2 счета - задержка дыхания, на 5-6 счетов - выдох), дышать животом в течение 1 минуты.
- Использовать элементы аутотренинга – в расслабленной позе повторять фразы «Я спокоен, я уверен в себе».
- Использовать смехотерапию.
- Быть оптимистом, так как источником стресса являются не события, а наше восприятие их. Не быть максималистом, нужно ставить реальные цели. «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть», — писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать. Ты справишься!
13. Заботиться о своем здоровье:
- Соблюдать режим: время подъема и отхода ко сну, чередование занятий и отдыха (60-90 мин. занятий – 15-20 мин. активного отдыха).
- Организовать правильное регулярное питание. Включить в рацион сырые овощи, фрукты, ягоды, зелень, орехи, натуральный мед, свежие соки (яблочный, морковный, тыквенный, капустный), травяные чаи (ромашковый, из мяты, мелиссы), рыбу, мясо, шоколад. Исключить из питания готовые концентраты каш и супов, мучные изделия, рафинированный сахар, конфеты, газированные напитки.
- Отдыхать на природе.
Накануне экзамена:
- Все бегло повторить, просмотреть, чтобы снять тревогу во время экзамена.
- Мысленно продумать и представить всю процедуру предстоящего экзамена – аудитория, место, необходимый материал (ручки).
- Подготовить все необходимое, одежду.
- Настроиться на успех (все будет хорошо).
- Хорошо выспаться.
- Утром – проснуться, улыбнуться, настроить себя на положительные чувства, потянуться, сделать самомассаж головы, ушных раковин, рук, 10-15 секунд полежать в позе эмбриона, легкая зарядка, завтрак.
- Рассчитать время, придти в место проведения тестирования за 45-30 минут (организационные вопросы, очередь, поиск аудитории).
На экзамене:
- Четко следовать инструкциям организаторов тестирования (занять указанное место, заполнить бланк…).
- Осмотреться и успокоиться.
- Сконцентрироваться:
- Мысленно пройти по собственному телу от кончиков пальцев на ногах до кончиков волос;
- Сконцентрироваться на собственных мыслях (О чем я думаю);
- Сконцентрироваться на собственном дыхании (Как я дышу?), использовать мобилизирующее дыхание (4:2:4);
- Провести быстрый массаж лба, ушных раковин, пальцев, соединить пальцы рук попарно и сконцентрироваться на этом 3-5 секунд.
- Контролировать время, распределив свою работу.
- Бегло просмотреть материалы теста (что поможет в сознании выделить необходимый объем информации).
- Четко осознать условия задачи, можно читать шепотом, чтобы лучше сконцентрироваться, обратить внимание на обратные задания (не является).
- Проявить предприимчивость, не тратить много времени на очень сложные задания – пометить их в черновике значком сложности (очень сложно - ?, средний уровень сложности - !), чтобы потом вернуться, если останется время. Уверен – отвечай, не уверен – рассуждай (исключи самые несоответствующие ответы, из оставшихся - выбери тот, что ближе).
- Контролировать свое состояние – успокоить себя, передохнуть 2-3 минуты.
- Доверять интуиции, включить в работу свое подсознание.
Будь уверен в себе – и ты справишься!
Подготовка к ЦТ 2024
Спецификация ЦТ 2023
Номер задания
|
Содержание вопроса
|
Задания для отработки
|
А1
|
Узнавание: ионы
|
ЦТ2023А1, ЦТ2022А1, ЦТ2016А1
|
А2
|
Узнавание: щелочные металлы.
ПС. Классификация хим.элементов
|
ЦТ2023А2, ЦТ2021А1, ЦТ2020А1, ЦТ2019А1, ЦТ2017А1
|
А3
А4
|
Строение атома. Периодическая система
|
ЦТ2023А3,4, ЦТ2022А2, А3, ЦТ2021А2, ЦТ2020А2, ЦТ2019А2, А3, ЦТ2018А1, А2, А3, ЦТ2017А2, А3, ЦТ2016А2, А3
|
А5
|
Закономерности периодичности/ изменение свойств по группам и периодам
|
ЦТ2023А5, ЦТ2022А4, ЦТ2021А3, ЦТ2020А3, ЦТ2019А4, ЦТ2018А4, ЦТ2017А4, ЦТ2016А4
|
А6
|
Химическая связь
|
ЦТ2023А6, ЦТ2022А5, 7, ЦТ2021А4, ЦТ2020А4, ЦТ2019А5, ЦТ2018А5, ЦТ2017А5, ЦТ2016А5
|
А7
|
Валентность элемента в соединении/степень окисления
|
ЦТ2023А7, ЦТ2022А6, ЦТ2021А5, ЦТ2020А5, ЦТ2020А16, ЦТ2019А6, ЦТ2018А6, ЦТ2017А6, ЦТ2016А6, А7
|
А8
|
Рисунки. Методы разделения смесей
|
ЦТ2023А8, ЦТ2022А8, ЦТ2021А7, ЦТ2020А7, ЦТ2019А8
|
А9
|
Классы неорганических веществ
|
ЦТ2023А9, ЦТ2022А10, А12, А13, ЦТ2021А9, А10, ЦТ2020А9, А10, А11, А12, ЦТ2019А9, А10, А11, А12, ЦТ2018А9, А10, А12, ЦТ2017А9, А10, А11, А12
|
А10
|
Качественное определение газов
|
ЦТ2023А10,
|
А11
|
Тривиальные названия
|
ЦТ2023А11, ЦТ2020А17, ЦТ2018А17, ЦТ2017А17, В5
|
А12
|
Получение металлов/алюмотермия
|
ЦТ2023А12
|
А13
|
Рисунок. Строение углеводородов
|
ЦТ2023А13, ЦТ2022А21, ЦТ2021А22, ЦТ2020А27, ЦТ2019А27, ЦТ2018А27, А30, ЦТ2017А27, ЦТ2016А8
|
А14
|
Применение органических веществ
|
ЦТ2023А14, ЦТ2022А25, ЦТ2021А26, ЦТ2020А34, ЦТ2019А26
|
А15
|
Состав органических веществ
|
ЦТ2023А15,
|
А16
|
Классификация органических веществ
|
ЦТ2023А16, ЦТ2022А27, ЦТ2021А27, ЦТ2019А35, 37
|
В1
|
Органика: общая формула/ название/функциональная группа
|
ЦТ2023В1, ЦТ2022А22, В1, ЦТ2021В1, ЦТ2020А28, ЦТ2018А29, ЦТ2017А29, ЦТ2016В1
|
В2
|
Полимеры
|
ЦТ2023В2
|
В3
|
Цепочка-органика
|
ЦТ2023В3, ЦТ2022А24, В4, ЦТ2021В4, ЦТ2020А36, В5, ЦТ2016В3
|
В4
|
Качественно-расчетная задача: органика/неорганика
|
ЦТ2023В4, ЦТ2022В8, ЦТ2021В2
|
В5
|
Соответствие: вещество-физ.свойства
|
ЦТ2023В5,
|
В6
В7
|
Соответствие: свойства и превращения неорганических веществ
|
ЦТ2023В6, В7
|
В8
|
Рисунок. Получение кислорода
|
ЦТ2023В8,
|
В9
|
Верные утверждение: Свойства неорганических веществ
|
ЦТ2023В9, ЦТ2022В9, ЦТ2021В5, ЦТ2020В7, А 20, ЦТ2019А19, В8, ЦТ2018А15, ЦТ2017А16, ЦТ2016А16
|
В10
|
Изменение массы пластинки
|
ЦТ2023В10, ЦТ2020А19, В12, ЦТ2017А18, ЦТ2015А18, ЦТ2016А18
|
В11
В12
|
Соответствие. Скорость реакции/Смещение равновесия
|
ЦЭ2023В11, В12, ЦТ2022 В6, ЦТ2021В6, ЦТ2020А22, ЦТ2016А21
|
В13
|
Соответствие. РИО
|
ЦЭ2023В13,
|
В14
|
Соответствие - качественное обнаружение веществ
|
ЦЭ2023В14,
|
В15
|
Цепочка - неорганика
|
ЦЭ2023В15,
|
В16
|
Задача. Тепловой эффект химической реакции
|
ЦЭ2023В16, ЦТ2022В12, ЦТ2021В14, ЦТ2020В9, ЦТ2017А21
|
В17
|
ОВР. Расстановка коэффециентов
|
ЦЭ2023В17
|
В18
В22
|
Задача. Массовая доля вещества в смеси
|
ЦЭ2023В18, ЦТ2021В11
|
В19
В20
|
Задача. Реакции в растворах
|
ЦЭ2023В19, В20, ЦТ2022В15, В16, ЦТ2021В10, В16, ЦТ2018В11
|
В21
|
Задача. Соотношение атомов
|
ЦЭ2023В21, ЦТ2022В11, В13, ЦТ2021В13, ЦТ2019В9
|
В22
|
Изменение состава раствора в процессе последовательных превращений
|
ЦЭ2023В22
|
Централизованное тестирование по химии 2019 года с решениями. Вариант 1.
|
Централизованное тестирование по химии 2019 года с решениями. Вариант 2.
|
Централизованное тестирование по химии 2018 года с решениями. Вариант 1
|
Централизованное тестирование по химии 2018 года с решениями. Вариант 2.
|
Централизованное тестирование по химии 2018 года с решениями. Вариант 3.
|
Демонстрационная версия ЦТ по химии 2016−2017 учебного года с решениями.
|
Централизованное тестирование по химии 2017 года с решениями. Вариант 1.
|
Централизованное тестирование по химии 2017 года с решениями. Вариант 2.
|
Централизованное тестирование по химии 2017 года с решениями. Вариант 3.
|
Централизованное тестирование по химии 2016 года с решениями. Вариант 1.
|
Централизованное тестирование по химии 2016 года с решениями. Вариант 2.
|
Централизованное тестирование по химии 2016 года с решениями. Вариант 3.
|
Централизованное тестирование по химии 2015 года с решениями. Вариант 1.
|
Централизованное тестирование по химии 2015 года с решениями. Вариант 2.
|
Централизованное тестирование по химии 2015 года с решениями. Вариант 3.
|
Централизованное тестирование по химии 2014 года с решениями. Вариант 1.
|
Централизованное тестирование по химии 2014 года с решениями. Вариант 2.
|
Централизованное тестирование по химии 2014 года с решениями. Вариант 3.
|
Централизованное тестирование по химии 2013 года с решениями. Вариант 1.
|
Централизованное тестирование по химии 2013 года с решениями. Вариант 2.
|
Централизованное тестирование по химии 2013 года с решениями. Вариант 3.
|
Централизованное тестирование по химии 2012 года с решениями. Вариант 1.
|
Централизованное тестирование по химии 2012 года с решениями. Вариант 2.
|
Централизованное тестирование по химии 2012 года с решениями. Вариант 3.
|